Даже самые не суеверные начинают верить в «рок покорителей», предсказанный непальскими шерпами в момент гибели в их горах пятерых российских альпинистов, штурмовавших вершину Дхаулагири. С тех пор за 10 дней еще двое наших скалолазов погибли при восхождении на Казбек, а 14 октября алтайские горы отняли жизнь своей 18-летней покорительницы.
Фото: ru.wikipedia.org
Внезапный камнепад покалечил нескольких туристов из организованной туристической группы и убил на месте 18-летнюю студентку из города Бердска. Как и в предыдущих трагедиях в Непале и на Кавказе, организаторов и туристов упрекнуть не в чем: группа, как положено, перед выходом в горы зарегистрировалась в МЧС, правил восхождений не нарушали, технику безопасности соблюдали. Но, как и альпинисты-профессионалы, отдавшие свои жизни непальской Дхаулагири и кавказскому Казбеку, предвидеть капризы гор не смогли. По сообщению краевых спасателей, ЧП произошло 14 октября, когда тургруппа приближалась к устью реки Кысхыштубег, что в Улаганском районе. Неожиданный обвал породы раздробил двум девушкам головы, а молодому человеку ногу, выжили только двое, у одной из туристок травма черепа оказалась несовместимой с жизнью. Спасателей вызвали местные жители.
— Почти все ребята — новосибирские студенты (НГУ — Новосибирский государственный университет — авт.), — рассказывают жители села Акташ, откуда группа начинала подъем в горы. — Мы говорили им, что места у нас интересные, но почти нехоженые. Горный поход будет самым настоящим, но и опасности тоже. А они говорят, что нарочно не идут на Белуху, на Актру или Шавлу (вершины горного Алтая и каскад высокогорных водоемов Шавлинские озера — авт.), мол, там маршруты для «чайников», а они все из горной секции…
К 16 октября, по сообщению республиканского МЧС, все пострадавшие под камнепадом доставлены вертолетами санавиации в местные больницы, а тело погибшей — в то самое село Акташ. Операция по спасению туристов началась утром 15 октября и продолжалась целые сутки. Одну из пострадавших спасателям удалось вывезти еще в понедельник до наступления темноты. Они рассказывают, что девушка с рваной раной лица смогла с помощью своих товарищей самостоятельно добраться до специалистов МЧС, сейчас она в Акташской больнице, как и ее согруппник с раздробленной ногой.
— Их маршрут относится ко 2-й категории сложности, — отвечают в краевом альпинистском клубе, — строго говоря, он вообще не для альпинистов, а просто для туристов в хорошей физической форме. Там же не восхождение, а поход по горным тропам протяженностью 54 км.
В горной секции уточняют, что ребята вышли на маршрут 13 октября, а закончить поход должны были к 20-му. В случае сложных маршрутов обычно назначаются так называемые резервные даты, на случай непредвиденных обстоятельств, у студенческой группы такой было 23 октября. Однако злой рок настиг их всего через сутки. А местные добавляют, что у них «много чего природа может выкинуть»: есть и медведи, и другие хищники.
— После того, как косолапый поужинал у нас в лагере нашей ухой, пока мы на озере рыбачили, мы возим в машине специальную пиротехнику для отпугивания диких зверей, — делится один из любителей походов с ночевками в горах Алтая. — Некоторые волков видели. Но камнепад — такое впервые! Мы тоже ходили к устью Кысхыштубега, но даже и гор особых там не припомним, только скалы у истока. И ведь прогноз ни о чем таком не предупреждал!
Действительно, никаких объективных погодных предпосылок для внезапного камнепада, о чем обычно предупреждают рассылкой, ни 13, ни 14 октября не было. Вот почему местные солидарны с шерпами в отношении «рока покорителей», хоть и называют его иначе.
— У нас на Алтае говорят, что наши горы раньше были могучими богатырями и защищали нас, пока не окаменели от горя и людского зла, — говорит Петр Иванов, коренной житель горного Алтая. — В алтайских горах по сей день живёт грозный дух, охраняющий эту местность. Гневается он только тогда, когда люди начинают вершить слишком много зла, редко, но метко.