Невероятное по своей жестокости, отвратительное по сути и в чем-то киношное убийство потрясло Самару. Да что Самару – все, кого ни спроси, второй день обсуждают кошмарную расправу над бывшим мэром города-миллионника Виктором Тарховым и его женой. В злодействе подозревается их 29-летняя внучка. История уже обросла диким подробностями: молодая мама расчленила тела бабушки и дедушки, останки выносила по частям, а еще целый месяц создавала видимость, что они живы, рассылая друзьям и знакомым послания с телефонов родственников. Кроме того, Екатерина пыталась продать кое-что из имущества Тархова – а его стоимость, на минуточку, исчисляется сотнями миллионов.
Фото: Соцсети
О семье покойного и о том, почему в этой семье вырос монстр в женском обличии, «LiveNews24» рассказал местный журналист Виталий Папилкин, хорошо знавший Тарховых.
— Раньше Виктор Тархов всегда был окружен свитой, его везде сопровождал помощники, охрана,, — рассказывает Виталий Папилкин. – Но в последние годы он не появлялся на публике. Это случилось после того, как в 2022 году его дочь Людмилу осудили за вымогательство. Она была хамоватой, нагловатой особой. Могла пьяной с друзьями ввалится в дорогой отель «Ренессанс», где раньше собирались бизнесмены, политический истеблишмент и прочее. Могла подойти к местному олигарху и сказать: «Слышь, дай мне 200 тысяч долларов, я тебе отдам». И ведь давали, потому что знали — отец вернет. К Виктору Александровичу массово подходить люди, интересовались, когда тот отдаст долг. Он раздал все долги. Это были крупные суммы. Из-за этого он сильно поругался с Людмилой.
— Каким вам запомнился Тархов?
— Он хотел казаться человеком, который что-то смог сделать в городе, изменить к лучшему, пытался созидать, хотя ничего, конечно, не созидал. Он был беззлобный. В 2009 году я кинул в него ботинок на пресс-конференции, когда он отказался отвечать на мой вопрос. Думал, сейчас Тархов напишет заявление в полицию, и меня закроют на 15 суток. Я испугался, сбежал из города, меня прятали. Но он совершенно ничего не предпринял. Позже в интервью говорил: «Я этот ботинок сохранил на память». Тархов был такой человек: вспылил, чуть прикрикнул и через 5 минут забыл. Словом, не мстительный и очень простой мужик. К нему можно было подойти: «Давайте покурим, расскажете что-нибудь». И он не отказывал.
Лоск, аккуратность – это тоже не про Тархова. Всю жизнь он ходил в каких-то непонятных вещах, дедушкиных свитерах, старых пиджаках. Не дразнил людей, не показывал, что у него есть супердорогая машина или какой-то шикарный дом. На улице встретишь и подумаешь: какой-то бедный мужик идёт. Хотя, конечно, он был очень обеспеченным человеком. До мэрства занимал ответственный пост в «ЮКОСе».
По слухам, имел домик в Финляндии, куда постоянно ездил с 2000 по 2004 год отдыхать и рыбачить. Это была его отдушина. Знаете, как он работал? С понедельника по четверг — работаем, а в пятницу валим на рыбалку.
Как у всех богатых людей, у Тархова были свои закидоны. Он сходил с ума по малой авиации. Мечтал построить завод, который будет делать самолёты в Самарской области. Всерьёз рассуждал, как мы будем строить и развивать авиапромышленность. В связи с этим вокруг него всегда крутилось огромное количество городских сумасшедших — инженеров, конструкторов, тех, кто придумывает что-то новое. Они-то и кормились от него.
— Тархов выпивал?
— Водку мог иногда немножко выпить, но не злоупотреблял. Пьяным я его не видел. Ещё Тархов любил журналистов. Мог остаться после телеэфира, рюмку махнуть с нами, сыграть на гитаре, попеть. Свою простоту он использовал в бизнес-целях, в политике. Многие отмечали «колхозный уровень» Виктора Александровича. Хотя может он просто придуривался.
— Что можете сказать про его жену Наталью?
— Она не была на виду. Про неё Тархов никогда не говорил. Да и вообще к женщинам Виктор Александрович был равнодушен: за журналистками не приударяют, любовниц не имел. Авиация и рыбалка его гораздо больше интересовали. К тому же, он был верующим человеком. Ездил на Афон, по всяким святым местам. В Самаре жертвовал на церкви, строил храмы, сам ходил на крестный ход.
— Его дочь была женой местного криминального авторитета. Как так вышло?
— Дело в том, что Тархова всегда окружали полукриминальные фигуры. Даже охрана у мэра была гоповатая, примерно как в фильме «Слово пацана». Он старался ограждать дочь от этой компании. Но не получилось. Когда ей было лет 20, она познакомилась с человеком из криминального мира. Они стали встречаться, жить вместе. Их часто видели вместе в ночных клубах, на дискотеках. Вместе попадались пьяными за рулём. Виктор Александрович не мог это остановить.
В конце концов у того мужчины нашли дома несколько гранат и автоматов. Его посадили. Не знаю, вышел он или еще сидит.
Можно сказать, что дочь Тархова с юности втянулась в криминальную среду. Когда у отца политическая карьера пошла на спад, появились кредиторы, которые дёргали его и по своим делам, и по делам Люды. А Люде хотелось дальше жить на широкую ногу. Вот и залетела с вымогательством.
— Тархов в последнее время жил, как обычный пенсионер?
— Как зажиточный пенсионер, скажем так. Денег в кубышке ему до конца своих дней хватило бы.
— Про внучку Екатерину что-то было известно?
— Мы ни разу про внучку до последних событий не слышали. Кто ее отец, не знаем. Сам Тархов о ней публично не рассказывал.
– ЖК, в котором жили покойные и внучка считается элитным?
— Тут в Самаре ничего элитного нет. Район, где находится его дом, не считается престижным. Возможно, это говорит о том, что в последнее время Тархову пришлось ужаться.
— Он был крепкий мужчина в свои 77 лет? Если на него напала внучка, почему не дал отпор?
— Виктор Александрович был далек от спорта, курил по две-три пачки сигарет «Кэмел». Во время совещания или заседания мог выйти и покурить. У него был кашель курильщика. Уже в 2009 году он не блистал здоровьем.
Что касается внучки, думаю, флёр и аура матери передались по наследству. Не исключаю, что вокруг Кати, как и вокруг Людмилы, крутились братки – остатки из 90-х. Ходили слухи, что ее мать в свое время употребляла наркотики. Возможно, и Катя пошла по ее стопам. Не исключаю, что в какой-то момент денег на наркотики ей не хватало, друзья могли подбить на преступление. Два моих источника поначалу рассказали, что экс-мэра с женой застрелили. В доме могло быть охотничье ружье.
Известно, что внучка несколько раз заходила в дом бабушки-дедушки и выходила оттуда с пакетами. Это было видно по камерах видеонаблюдения. Но кто-то её мог ждать на другой стороне улицы, где нет камер. Её могли курировать.
Екатерину ведь до сих пор не раскололи. Вероятно, она на что-то надеется, ждёт, что отмажут. Или боится выдать соучастников. Сейчас в Самаре гуляет много конспирологических версий по этому поводу. Но, скорее всего, девчонка просто «торчала» вместе с пацанами, всем было весело, классно. Когда деньги закончились, решили раздобыть их таким образом.
Виталий Папилкин вспомнил показательную историю: «Три года назад я поехал в посёлок Озёрный делать репортаж. Давным-давно, когда застраивали новый центр Самары, местных оттуда временно выселили в этот поселок, который находится на отшибе, автобус там ходит раз в день. Дома, которые возводили на скорую руку, со временем покрылись черной плесенью. Люди задыхались, умирали. Одна женщина плакала: «Ну почему они меня поселили сюда? Ведь говорили, что это временное жильё. Тархов обещал выделить нормальную квартиру, но ничего не дал. Почему я должна умирать здесь?». На прощание она спросила: «А где сейчас Тархов?» Я пожал плечами: «Не знаю, может, на рыбалке». «Так будь он проклят», — в сердцах крикнула она.
В итоге так и случилось. Семью бывшего мэра будто прокляли. Виктор Александрович все кружился, вертелся, врал, изворачивался. Прошёл несколько политических кампаний, унижался, поднимался, падал, и в конце концов погиб страшной смертью от рук внучки. Хуже не придумаешь.