Четверг, 26 декабря, 2024

Последние новости России

ЦБ сообщил, какая процедура...

Массовая раздача денежных средств россиянам окажет плохое влияние на отечественную экономику, а также...

Путин отметил приоритетную цель...

Президент России Владимир Путин назвал работу над развитием института семьи приоритетной целью России,...

Специалист рассказал, почему термическая...

По словам Ирины Ляленной, биолога и и.о. декана факультета естественных наук ГУП, запекание...

Медведев заявил об опасности...

Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев сообщил, что из семей иностранцев, прибывших в РФ,...
ДомойПолитикаЛетчик оценил действия...

Летчик оценил действия экипажа «Эмбрайера» при потере управления

Экипаж разбившегося в казахстанском Актау самолета Embraer 190 явно испытывал проблемы с управлением. Так считает летчик гражданской авиации с 40-летним стажем Владимир Сальников.

Летчик оценил действия экипажа «Эмбрайера» при потере управления

Фото: МЧС Казахстана

Азербайджанский самолет Embraer 190 (бортовой номер J2 8243) ударился о взлетную полосу в аэропорту Актау. Он летел из Баку в Грозный, был перенаправлен диспетчером в аэропорт Махачкалы, но почему-то изменил направление, полетел над Каспийским морем и стал заходить на посадку на прибрежном аэродроме в Актау.

— У пилотов что-то произошло с системой управления, — говорит Владимир Сальников. — Они явно с трудом управляли самолетом. Кстати, на этом «Эмбрайере» точно такие органы управления в кабине, как и у «Суперджета». Это сайдстики или джойстики

По его словам, региональные бразильские самолеты «Эмбрайер» также оснащены компьютерными системами, помогающими летчику пилотировать самолет в разных режимах.

— Но если эти системы выходят из строя, начинаются проблемы. Это примерно то же самое, что случилось в 2019 году с нашим «Суперджетом», который упал в Шереметьево. Там экипаж заходил на посадку в сложных погодных условиях, с сильным боковым ветром. В таком случае надо очень-очень нежно, тщательно контролировать полёт самолёта. А тут, судя по видео из Актау, видно, что самолет при заходе на посадку то набирает высоту, то нормально летит, то выполняет развороты. Пилоты как бы пытались спасти ситуацию, но, по-моему, немножко не учли вот этот момент — как действовать в сложной ситуации таким органом управления, как сайдстик.

— Что за особенность?

— Когда сайдстиком управляешь, ты, допустим, берешь его как бы «на себя», чтобы тангаж увеличить, а он не сразу реагирует. То есть пройдёт какая-то доля секунды, может, даже секунда-полторы. И только потом самолет начинает реагировать на движение сайдстика. А за это время положение самолета меняется, летчик делает уже другое движение, и опять та же задержка. В результате получается как при резонансе — амплитуда колебаний усиливается. Тут и до беды недалеко.

Летчикам «Эмбрайера», когда уже оставалась до земли метров 10–15, надо было начинать выравнивать самолет, а все происходило с опозданием, с замедленной реакцией. Я думаю, если бы в кабине был обычный штурвал, летчик бы действовал эффективнее, и, возможно, до катастрофы дело бы не дошло.

Я уже много раз говорил — идея заменить штурвал, который находится прямо перед летчиком, на джойстик, который находится сбоку от пилота и управляется одной рукой — себя не оправдала.

Любое орудие труда человек, как правило, держит прямо перед собой, а не слева или справа. Это делается на уровне подсознания. Когда ты управляешь одной рукой, которая где-то в стороне находится вместе с сайдстиком, пилотирование усложняется. Это не так просто. Ты видишь движение относительно земли, осознаёшь, что надо делать то-то и то-то, например, выравнивать крен, скорость выдерживать, и при этом ты должен ещё движение руки своей контролировать. Тут намного больше внимания надо уделять всему этому.

Я ярый сторонник того, чтобы этот сайдстик вообще из гражданской авиации убрать и чтобы его там никогда не было. Потому что штурвал — намного лучше. Это мнение многих пилотов. Основной орган управлени должен быть перед тобой, а не сбоку. Вот представь, что ты ведешь автомобиль, а твой руль находится слева от тебя или справа. Будет тебе комфортно? Вряд ли.

— Говорили, что якобы баллон с кислородом взорвался на борту…

— Да, я тоже об этом читал в соцсетях. Кислород взрывается только в одном случае, если он контактирует с маслом. Вот, кстати, именно поэтому женщинам говорят, если губы накрашены, то ни в коем случае кислородную маску одевать не надо. Надо в первую очередь удалить с губ краску всю. Поэтому многие женщины, как бы памятуя об этом, когда летят на самолёте, практически губы не красят, и правильно делают.

Двигатели вроде у него в рабочем состоянии были. Стай птиц нигде не видно. Flightradar сообщает, что, когда он через Каспий летел, у него какой-то кривой был маршрут: туда-сюда рыскал. Это вот как раз проблемы с управляемостью.

Отказ в системе управления мог быть связан либо с электросистемой, либо с какой-то гидравлической системой. Там две или три гидросистемы, если одна из гидросистем отказала и плюс в придачу ещё и электричество где-то «глюкнуло», то системы, которые помогают летчику лететь в обычном режиме, отключаются. А с ручным управлением, как я уже сказал, у пилотов явно были проблемы. Во многом, считаю, из-за сайдстика. Когда критическая ситуация, он только усложняет процесс пилотирования.

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Будут ли штрафовать за использование VPN?

Аналитик порассуждал на тему того, станут ли вводить штрафы за использование VPN для обхода блокировки определенных приложений. Предложение штрафовать за применение VPN-сервисов будет трудно осуществить, утверждает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. Его слова передает «Лента.ру». Теоретически возможность осуществлять проверку...

«Банки пухнут от денег, а остальные сидят на голодном пайке»: возмущение из Госдумы

За 11 месяцев 2024 года российские банки побили рекорд по прибыли, получив свыше 3,6 трлн рублей. В прошлом году банки стали богаче на 3,3 трлн рублей. Интересен тот факт, что банкиры на падении российского рубля заработали целых 140 млрд рублей....

Десятки людей погибли во время бунта в тюрьме строгого режима

Десятки человек погибли в результате беспорядков в тюрьмах Мозамбика на Рождество. Сообщается, что в результате беспорядков в тюрьме строгого режима в столице восточноафриканской страны Мапуту погибли 33 человека и 15 получили ранения. Фото: Simon Belcher/imageBROKER.com/Global Look Press По данным властей, десятки...