Катастрофа самолета AZAL спровоцировала осложнение отношений между Россией и Азербайджаном
Telegram-канал «Парламент с кнопкой» сообщает, что авиакатастрофа, произошедшая с самолетом AZAL, оказала более серьезное влияние на отношения между Россией и Азербайджаном, чем предполагалось ранее.
В качестве демонстрации своего недовольства, власти Азербайджана выделили Украине 1 миллион долларов, утверждают авторы канала. Помимо этого, в азербайджанских средствах массовой информации развернулась кампания, направленная против российских органов власти и их представителей в Азербайджане.
В настоящее время рассматривается возможность подачи судебного иска против Российской Федерации в различные международные инстанции. Несмотря на снижение влияния данных инстанций в связи с потерей интереса со стороны США, обращение азербайджанской стороны в международные летные ведомства может стать основанием для ужесточения санкций в отношении российской авиационной отрасли, убеждают авторы канала.
4 февраля 2025 года Министерство транспорта Казахстана обнародовало предварительные результаты расследования авиакатастрофы, произошедшей с самолетом авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL) вблизи города Актау. Самолет, выполнявший рейс из Баку в Грозный, потерпел крушение в конце декабря 2024 года.
Согласно отчету, самолет Embraer 190-100 IGW2 с регистрационным номером 4K-AZ65 потерпел крушение 25 декабря 2024 года в 11:28 по местному времени при заходе на посадку, в пяти километрах от аэропорта Актау. Решение о посадке в Актау было принято экипажем после двух неудачных попыток приземлиться в Грозном. На борту находилось 67 человек, из которых 38 погибли. Среди жертв были граждане России (7 человек), Азербайджана (25 человек) и Казахстана (6 человек).
В отчете констатируется полное разрушение воздушного судна, которое частично сгорело в результате наземного пожара.
Предварительно установлено, что перед вылетом все члены экипажа прошли предполетный медицинский осмотр, а самолет был проверен техническим персоналом. Вылет из аэропорта Баку был осуществлен в 03:56. В 04:12 самолет покинул воздушное пространство Азербайджана и экипаж установил связь с диспетчерским пунктом «Ростов-контроль». В 05:13:30 системы глобального позиционирования GPS 1 и GPS 2 перестали принимать сигналы со спутников, а дальномер DME (Distance Measuring Equipment), предназначенный для определения расстояния от наземной станции до воздушного судна, перестал принимать сигналы с наземных станций.
Согласно данным, полученным с регистратора полетных данных, отказов других систем самолета зарегистрировано не было.
В 05:13:36 зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу. В 05:13:39, согласно данным с регистратора полетных данных, начался процесс разгерметизации кабины. Впоследствии сработала сигнализация HYD 2 LOW PRESS, сигнализирующая о падении давления в первой и второй гидросистемах.
В 05:14:58 командир воздушного судна связался с бортпроводниками и запросил информацию о происходящем. В ответ прозвучало сообщение о том, что «Взорвались два сиденья, я… м-м-м, я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю».
Спустя минуту экипаж сообщил диспетчерам «Грозный-вышка» о столкновении с птицами и взрыве двух кресел в кабине. После чего командир воздушного судна запросил ближайший аэродром для посадки. Первоначально было принято решение лететь в Минеральные Воды.
В 05:16:32 экипаж сообщил: «Значит, был удар сильный, задние кресла там, говорит, взорвались, бортпроводница доложила. Мы следуем на Минводы, дайте нам, пожалуйста, погоду Минвод».
Диспетчер предоставил информацию о погодных условиях в Минеральных Водах, после чего экипаж сообщил об отказе гидравлической системы. Впоследствии экипаж запросил информацию о погоде в Махачкале, Баку и Актау.
В 05:42:40 экипаж сообщил диспетчеру: «Тогда идем на Актау». Пилот запросил наличие пожарных и скорой помощи.
Согласно отчету, в 05:52:39 в кабине начал заканчиваться кислород, в салоне произошел взрыв кислородного баллона, некоторые пассажиры начали терять сознание. В 06:22:24 экипаж выпустил шасси, а в 06:27:58 самолет столкнулся с землей.
В отчете отмечается, что гидравлические системы, предположительно, были повреждены в результате столкновения с внешними объектами. По той же причине, согласно отчету, была повреждена электрическая проводка управления привода стабилизатора. В отсеке гидросистемы № 3 были обнаружены сквозные повреждения, в основном, в киле и стабилизаторе.
В отчете подчеркивается, что сквозные повреждения указывают на проникновение внешних объектов в конструкцию воздушного судна.
Для определения происхождения сквозных повреждений комиссия и эксперты проведут дополнительные проверки и исследования.
В результате крушения самолет распался на несколько частей. Правое крыло, часть кабины пилотов, центральная и передняя части фюзеляжа полностью сгорели. «Правый двигатель разрушен на несколько крупных и мелких частей. Левый двигатель частично сохранился», — говорится в отчете.
После трагического инцидента Государственное агентство гражданской авиации Азербайджана приняло решение о приостановке полетов в ряд российских городов из Баку, «учитывая потенциальные риски для безопасности полетов». Аналогичные меры были приняты казахстанской авиакомпанией Qazaq Air и израильской авиакомпанией «Эль-Аль».